GAPS Help

All diseases begin in the gut

История GAPS™

Аббревиатуру GAPS™ можно расшифровать как Пищеварительный и Психологический/ Физиологический Синдром. Иными словами, GAPS – это состояние, при котором нарушения, изначально возникшие  в пищеварительной системе, затем приводит к  изменениям  в работе мозга и иммунной системы.
Dr NatashaАвтором этого термина является доктор Наташа Кэмпбэлл Мак-Брайт (Наталья Наильевна Тимерханова), которую заставили заняться этой проблемой тяжелые жизненные обстоятельства.

В прошлом доктор-невропатолог из России, выйдя замуж за гражданина Великобритании, она уехала в Англию и родила сына, которому в 3-х летнем возрасте был поставлен диагноз «аутизм в тяжелой форме».

Вот как рассказывает об этом сама д-р Кэмпбэлл Мак-Брайт: «Столкнувшись с тем, что эта проблема возникла у собственного ребёнка,  врачи, также как и другие родители,   склонны к отрицанию и слепоте. Правда, они очень скоро понимают,  что врачи совсем немного знают об аутизме. На самом деле, кроме диагноза, официальная медицина не может предложить ничего существенного. Напротив, вас будут настойчиво убеждать, что вы ничего не сможете сделать, и что любые другие мнения – шарлатанство. В то время, моё медицинское образование не дало мне никаких преимуществ». (My Son, by Natasha Campbell-McBride, M.D – перевод здесь и в дальнейшем – мой).

Д-р Кэмпбэлл Мак-Брайт пыталась сделать всё возможное, чтобы помочь своему сыну. Первый успех пришёл благодаря применению терапии ПАП – Прикладного Анализа Поведения ( ABA  – Applied Behavior Analysis). В это же время,  была отмечена очевидная связь между психологическим состоянием ребёнка и его пищеварением и иммунитетом.

Это привело д-ра Кэмпбэлл Мак-Брайт к решению приняться за детальное изучение биохимии, биологии и питания при аутизме. Вначале она стала квалифицированным специалистом в области питания, а впследствии защитила диссертацию в Шеффилдском университете в Англии, и открыла частную клинику в Кембридже.

К чему же привели поиски оптимальной диеты? Как это не редко бывает, новое оказалось хорошо забытым старым. Лучшей диетой для сына д-ра Наташи оказалась уже существующая более 60 лет, но благополучно забытая Specific Carbohydrate Diet – SCD (диета ограниченных  углеводов).

Эта диета была разработана известным американским педиатром Сиднеем Хаасом (Dr. Sidney Haas) ещё в первой половине 20 века. В дальнейшем, эта почти забытая диета была развита и усовершенствована канадским биохимиком Элейн Готшелл (Elaine Gottschall). Вдохновлённая излечением свей дочери, Элейн Готшелл в течение многих лет успешно помогала тысячам людей страдающим от болезни Крона, неспецифического язвенного колита, целиакии, дивертикулита и различных видов хронической диареи. Накопив большой практический опыт в применении своей диеты,  Готшелл в 1994 г. издала книгу «Breaking The Vicious Cycle» (Разрывая порочный круг).

Создавая свою версию диеты, д-р Кэмпбэлл Мак-Брайт, так же как и Элейн Готшелл, использовала свой личный опыт врача и матери вылечившего собственного ребёнка. Но, самое важное это то, что разработанная ею программа GAPS™, которая кроме диеты включает в себя применение современных биоактивные средств, специальных процедур детоксикации и изменения в стиле жизни, основана на самых  современных научных знаниях.

GAPS bookНакопив большой опыт работы с сотнями больных, страдающих аутизмом и другими психологическими и психическими нарушениями, в 2004 году д-р Наташа Кэмпбэлл Мак-Брайт написала книгу «Gut and Psychology Syndrome. Natural treatment for autism, ADHD/ADD, dyslexia, dyspraxia, depression and schizophrenia» (Пищеварительный и Психологический Синдром. Натуральное лечение аутизма, гиперактивности, синдрома дефицита внимания,  дислексии, диспраксии, депрессии и шизофрении).

Эта работа сразу привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала одобрение не только многих людей, использующих программу GAPS™, но и признанных специалистов в этой области в Европе и США:

Д-р Наташа Кэмпбэлл Мак-Брайт проделала отличную работу, выделив биохимическую связь питания с психическими и неврологическими расстройствами и желудочно-кишечной функцией. Она сделала замечательную работу, связав специфические нарушения пищеварения с  такими состояниями как шизофрения, аутизм, синдром дефицита внимания и другие проблемы развития ребёнка. В книге много ценных и интересных  фактов, которые могут быть использованы людьми для оптимизации собственного состояния и здоровья своих детей.
Dr. William Shaw, Ph.D.

Great Plains Laboratories, Kansas, USA

Поздравляю д-ра  Наташу Кэмпбэлл Мак-Брайт, которая написала книгу, основанную на научных исследованиях и в то же время провокационную. От чрезмерного использования антибиотиков до поощрения грудного вскармливания и здорового питания, доктор Кэмпбэлл Мак-Брайт пишет не только как компетентный практикующий врач, но  с теплотой и чувством матери ребёнка с аутизмом. Каждый родитель с ребёнком, который болен аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дислексии или диспраксии, найдёт много полезной информации в этой книге, которая, может, как восхитить, так и потрясти читателя. Я горячо рекомендую данную работу.

Dr Basant K Puri, Professor of psychiatry, MA, PhD, MB, BChir, BSc MathSci, MRCPsych, DipStat, Mmath, Hammersmith Hospital, Imperial College London

Книга содержит не только базовые сведения для начинающих, но и подробную информацию для тех, кто имеет повышенные знания. Спасибо доктору Кэмпбэлл Мак-Брайт за написание этой книги.

Stephen M. Edelson, Ph.D., Center for the Study of Autism, Salem, Oregon, USA

Эта книга представляет исследование роли питания, работы пищеварения, и объясняет, как слабые функции кишечника оказывают серьёзное воздействие не только на физическое здоровье, но и на работу мозга у детей с трудностями обучения и поведения.

Sally Bunday, Founder Director, The Hyperactive Children’s Support Group, UK

Put your heartД-р Наташа Кэмпбэлл Мак-Брайт в 2007 году выпустила свою вторую книгу – «Put You Heart In Your Mouth», о которой пишет следующее: «GAPS – это работа моей жизни. Но GAPS диета содержит большое количество животного жира и богатых холестерином продуктов, таких как яйца, например. Мы живём в мире запуганном мифами жира и холестерина. Естественно, многие пациенты постоянно интересовались: не заработают ли они болезни сердца, следуя протоколу диеты GAPS? Чтобы окончательно объяснить мою концепцию, я решила написать книгу, связанную с этим вопросом».

В настоящее время она работает над второй GAPS книгой, которая объяснит применение программы и для других – физиологических состояний многих хронических заболеваний.

Д-р Наташа Кэмпбэлл Мак-Брайт из-за большой нагрузки и всё возрастающего спроса на консультации организовала курсы для практикующих натуральную медицину специалистов, чтобы они могли использовать программу GAPS ™в разных странах.

Продолжая участвовать в редактировании профессиональных  журналов и бюллетеней, д-р Кэмпбэлл Мак-Брайт внесла свой вклад в книгу Эдельсона и Римленда «Лечение аутизма» (“Treating Autism” by Edelson SM and Rimland B). Она также участвует во многих профессиональных конференциях и семинарах по всему миру, читает лекции для медицинских работников  и ассоциаций.

Comments are closed.

GAPS Help

All diseases begin in the gut

The GAPS™ story

GAPS™ stands for Gut and Psychology/Physiology Syndrome. GAPS is a condition which establishes a connection between functions of the brain, the digestive system and the immune system.

Dr NatashaThis term was created by Dr. Natasha Campbell-McBride, MD, MMedSci (neurology), MMedSci (human nutrition) in 2004 after working with hundreds of children and adults with neurological and psychiatric conditions.

The search for a cure was started by Dr. Natasha Campbell-McBride with a personal goal to help her child.

Russian doctor-neurologist – Natalia Nailevna Timerkhanova, married and moved to England. There, she was faced with a tragedy, which is usually a problem for parents all their life. Her three year old son was diagnosed with autism in the severe form.

Dr. Natasha will write later in her article, My son: “When it comes to your own child, you are just as prone to denial and blindness as any other parent. Apart from that, as all the parents of autistic children discover, doctors know very little about autism. They are taught how to diagnose it, but when it comes to treatment, official medicine has nothing to offer. On the contrary, it is hell bent on convincing you that there is nothing you can do and that any other opinion is quackery. So, being a doctor has given me no advantage at all”. (Read the whole article here).

The family tried to do everything possible to help their son. The first successes were thanks to the use of ABA therapy – Applied Behavior Analysis. At the same time, it became clear that there is link between psychological /immune problems and digestion.

Dr. Natasha Campbell-McBride began a detailed study of biochemistry, biology and nutrition for autism. She went back to university to get a master of sciences degree in human nutrition, and completed a second Postgraduate Degree in Human Nutrition at Sheffield University, UK. Later Dr. Natasha Campbell-McBride opened a private clinic in Cambridge.

As it often happens, the best diet for a boy was in existence for more than 60 years, but was forgotten as out-dated information. It was Specific Carbohydrate Diet – SCD.

This diet was been invented by a renowned American paediatrician Dr. Sidney Valentine Haas in the first half of the 20th century, and brought back to life by Canadian biochemist Elaine Gottschall. Following the success of the SCD with her daughter, Elaine Gottschall over the years helped thousands of people, suffering from Crohn’s disease, ulcerative colitis, celiac disease, diverticulitis and various types of chronic diarrhoea. Elaine Gottschall published the book “Breaking the Vicious Cycle” after many years of research into biochemical and biological basis of the diet.


To create a new version of the diet, Dr. Natasha has used her own experience as a mom who cured her child and as a practitioner, who help hundreds of patients. But most importantly, it has adopted modern scientific knowledge, to develop complete GAPS ™ Nutritional programme, which in addition to diet uses modern supplements, special detoxification techniques and changes in lifestyle.

GAPS bookHaving worked with hundreds of people with autism and other mental disorders in 2004, Dr. Natasha wrote the book “Gut and Psychology Syndrome. Natural treatment for autism, ADHD/ADD, dyslexia, dyspraxia, depression and schizophrenia”.

This work has earned the attention and approval not only from many people that are using the GAPS ™ programme, but from recognized experts in the medical and nutrition field in Europe and the U.S:

Dr. Natasha Campbell-McBride has done an excellent job of summarising the nutritional biochemical connections with psychiatric and neurological disorders and gastrointestinal function. She has done an admirable job in relating specific digestive disorders in conditions such as schizophrenia, autism, attention deficit disorder and other problems of child development. The book is full of valuable and interesting facts that can be used by people to optimise the health of themselves and their children.

Dr. William Shaw, Ph.D.
Great Plains Laboratories, Kansas, USA

Dr. Natasha Campbell-McBride is to be congratulated on putting together such a well-researched and provocative book. From the over-use of antibiotics to the promotion of breast-feeding and healthier diets, Dr. Campbell-McBride writes with the authority of a practising doctor and with the warmth and feeling of a mother of a child with autism. Every parent with a child who has autism, attention-deficit hyperactivity disorder, dyslexia or dyspraxia will find much to value in this book, which in turn delights and shocks the reader. I warmly recommend it.

Dr Basant K Puri, Professor of psychiatry, MA, PhD, MB, BChir, BSc MathSci, MRCPsych, DipStat, Mmath, Hammersmith Hospital, Imperial College London

The book contains basic information for the beginner as well as in-depth information for those at an advance level. Thank you Dr. Campbell-McBride for writing this book.

Stephen M. Edelson, Ph.D., Center for the Study of Autism, Salem, Oregon, USA

This book presents the case for investigating the nutritional aspects, how the gut works and how poor gut function seriously impacts not only physical health but also brain function, for all children with learning and behaviour difficulties.

Sally Bunday, Founder Director, The Hyperactive Children’s Support Group, UK

Dr. NatashPut your hearta Campbell-McBride has published another brilliant book – “Put You Heart In Your Mouth” in 2007. She explained her new work: “GAPS is my life’s work. However, GAPS diet includes plentiful supply of natural animal fats and cholesterol rich foods, such as eggs. We live in a world of fat phobia and cholesterol phobia. So, naturally many patients were asking me the same question: am I going to develop heart disease following GAPS nutritional protocol? In order to explain the concept fully to my patients, I decided to write a book on this subject.”

Right now she is working on the second GAPS book with a focus on Physiology symptoms, extending the use of GAPS™ Nutritional Programme on other physical conditions.

Due to her excessive work load and demand for consultations, Dr. Natasha Campbell-McBride has developed training for selected practitioners to administer the GAPS protocol all over the world.

Dr Campbell-McBride is a Member of The Society of Authors. She has contributed to the book “Treating Autism” by Edelson SM and Rimland B, and is a health editor to a number of magazines and newsletters. She is also a keynote speaker at many professional conferences and seminars around the world. She frequently gives talks to health practitioners, patient groups and associations.

Comments are closed.